logo

Фундамент мышления. Как восприятие информации влияет на успехи в спорте

Фундамент мышления. Как восприятие информации влияет на успехи в спорте

Спортивный психолог Евгения Ахметова продолжает специально для Sport Plus Qazaqstan рассказывать об особенностях работы с начинающими спортсменами. Сегодня она расскажет о важности восприятия информации в спорте. 

Появилась опасная тенденция, которую очень хорошо замечают люди, работающие с детьми: с каждым годом дети все хуже воспринимают и усваивают информацию. Это снижает уровень достижений и не дает детям развиваться в спорте, покорять новые вершины.

Каждый человек, в том числе в детском возрасте, воспринимает информацию по-разному. Все зависит от типа его восприятия. Давайте разберемся немного в сути вопроса, усвоим термины и рассмотрим примеры.

Восприятие - это субъективное познание предметов окружающего мира, позволяющее сформировать их целостный образ.

Особое место

Тип восприятия - это доминирующий канал поступления информации для конкретного человека.

Восприятие - это фундамент мышления. Чем больше мы, тренеры, будем развивать каналы восприятия у игроков и чем более разнообразными будут наши средства, тем более креативного и умного игрока мы сможем развить.

В спорте особое место занимает понимание движения, пространства и времени в зависимости от типа восприятия.

Все мы получаем информацию через четыре канала: зрительный (глаза), слуховой (слух), тактильный (наощупь), аналитический (логика).

При этом у каждого из нас один из каналов выражен ярче, чем остальные, но они должны работать вместе, только при гармоничной работе этих каналов можно получить лучший результат, особенно сильно это отражается в спорте. Ведь спорт требует одновременной работы мозга на всех направлениях. Например, в футболе ты должен одновременно координировать тело, думать о тактике и о команде, слушать тренера и следить за ходом игры.

Еще в футболе можно проследить связь между развитием типов восприятия и решением задач на футбольном поле.

Несмотря на командные амплуа игроков (защитника, нападающего, вратаря) и вытекающие из этого обязанности, работая с ребенком следует учитывать индивидуальные особенности восприятия: кто-то лучше работает, слушая подсказки тренера во время игры (слуховой тип); кому-то нужно объяснять тактику (аналитический тип), для кого-то нужна визуальная схема игры (зрительный). Но, еще раз, все они должны работать одновременно: ты должен слышать тренера, помнить тактику и строить схемы в голове. 

Значит, необходимо развитие всех этих каналов, что для этого нужно делать?

Это обширная проблема, она требует целый комплекс действий, необходимых для ее решения. Для начала стоит прекратить упрощение методов познания мира ребенком. Например, раньше чтобы что-то узнать о мире ты должен был наблюдать и анализировать мир, затем появились книги и люди стали способны анализировать более обширные вещи, затем появился кинематограф, цифровая индустрия и мы пришли к тому, что главный метод познания мира сейчас – это короткие, тридцатисекундные видео.

Плохо ли это? Это объективный процесс, обусловленный нашей природной ленью, который однако не работает на развитие молодой психики. Поэтому стоит ограничить детей в подобном и помогать им познавать мир более сложными путями: эмпирическим методом, книгами. 

Работа над мышлением

Работой над развитием мышления юных спортсменов занимаются спортивные психологи. Лично я практикую такие занятия:

- Для аудиального: мы слушаем аудио книги и детки записывают то, что запомнили.

- Для визуального: они запоминают футбольные схемы и картинки.

- Для кинестетики: мы делаем упражнения с теннисными мячиками.

- Для логического: мы практикуем тактические упражнения и игровые ситуации.

Подводя итог: если занимаясь спортом, вы еще контролируете своего ребенка, работаете с психологом и гармонично его развиваете – вы, несомненно, будете способствовать ребенку, давая ему огромное преимущество перед конкурентами и поможете ему достигать высших спортивных результатов, выделяясь из общего числа.