logo
Live

Эйджизм в спорте: как преодолеть барьер

Эйджизм в спорте: как преодолеть барьер

Спортивный психолог Евгения Ахметова в новом материале для Sport Plus Qazaqstan рассказывает о таком явлении в спорте как «эйджизм».

«Эйджизм», или дискриминация по возрастному признаку — это серьезный барьер в спорте, который имеет положительные и отрицательные стороны. Это явление нужно осмыслять и перерабатывать, чтобы исключить негативные стороны; это та работа, которую стоит делать всем спортсменам: «ветеранам» и новичкам.

Данное предубеждение влияет на психическое и физическое состояние спортсменов, снижая самооценку и препятствуя активному и постоянному развитию.  Основную роль в борьбе с «эйджизмом» следует взять именно старшему поколению, потому что оно получает больше негативных аспектов и имеет больше влияния на развитие спорта. 

Именно так, ведь спорт — это уникальное социальное явление. В любой стране мира, в любом городе, в любой культуре именно в спорте всегда есть строгая иерархия: когда менее опытный подчиняется более опытному. Это одновременно ключ к развитию, если учитывать проблемы «эйджизма»; и это же может стать непреодолимым барьером и причиной отсутствия результатов у воспитанников. 

Когда это проблема? 

Это становится проблемой, если тренер теряет связь с учениками и перестает учиться у них. Парадокс в том, что даже самый опытный тренер всегда может научиться чему-нибудь у абсолютного новичка и это нормально. Грамотный тренер всегда вынесет опыт из такой ситуации, и может даже скорректирует свой метод тренировок. 

Если тренер пользуется только «методичкой своих времен», не следит за развитием и изменением мировых трендов — он, скорее всего, не будет способен воспитывать спортсменов, которые смогут конкурировать на мировом уровне.

В таких ситуациях мы также часто получаем проблему, когда ученик не может строить диалог с тренером, его личность подавляется и он теряет мотивацию. У него может даже пропасть чувство авторитета перед старшим поколением. 

Здесь вырастает проблема младшего поколения (учеников). В таком, крайне авторитарном варианте отношений ученик-тренер дети часто сталкиваются с проблемой отсутствия мотивации. Для поддержания мотивации необходимо пространство для развития личности. На психологическом уровне оно ощущается как «я могу на что-то влиять, мой прогресс создается моими усилиями». И предубеждения, которые иногда появляются по отношению к молодому поколению не способствуют этому «свободному развитию».

Наилучший вариант 

Лучший вариант отношений между тренером и учеником — это схема, где тренер держит ученика в дисциплине, подсказывает, но и прислушивается или меняется при взаимодействии, чтобы держать дисциплину и при этом оставлять пространство для личности.

Нужно объяснять свои решения, учить ребенка думать и делать то или иное действие осознано. Со стороны ученика необходимо уважение и понимание, что тренер или старший товарищ зачастую имеет опыт ситуации или проблемы, которые могли возникнуть. Поэтому стоит прислушиваться и ориентироваться на их советы, как на правильное решение, но надо оставаться любопытным, обдумывать и иногда предлагать свои варианты; стоит относится к каждому своему действию, как к СВОЕМУ, как к действию, которое создает твой личный путь и твой стиль.

Это будет вырабатывать взаимное уважение и нивелировать недостатки спортивной иерархии, самое главное — это будет учить детей думать, будет воспитывать в них уважение к себе. 

Борьба с «эйджизмом» в спорте имеет решающее значение для создания справедливой и инклюзивной среды. Признавая и преодолевая предубеждения, мы можем гарантировать, что спортсмены будут иметь возможность добиваться успехов и вдохновлять будущие поколения.