Казахстанский каноист Сергей Емельянов: После Олимпиады хочу усердно заняться казахским языком
В мире казахстанской гребли на байдарках и каноэ фамилия Емельяновых давно стало символом успеха. На протяжении многих лет представители этой семьи покоряют международные арены, принося в копилку Казахстана ценные награды континентальных и мировых первенств.
В интервью корреспонденту Sport Plus Qazaqstan обладатель олимпийской лицензии Сергей Емельянов рассказал о том, каково это быть в династии спортсменов, о трудностях и уровне развитии гребли в стране, о главной мечте и изучении казахского языка.
— Поздравляю с отбором на Олимпиаду! В этот раз вы поедете выступать без своего брата, а с Тимуром Хайдаровым. Расскажите об эмоциях, когда завоевали квоту.
— Спасибо большое за поздравления! Да, напарник у меня поменялся, как и дисциплина, с братом в Токио мы выступали в двойке на 1000 метров, сейчас же дисциплину поменяли на 500 м (больше похоже на спринт). Попробовали ее, но хороших результатов нам не получалось показать, из-за этого приняли решение попробовать с другим человеком, с 2023 года напарником стал Тимур Хайдаров, мы показали неплохие результаты, выиграли Азиатские игры и сейчас отобрались на Олимпиаду.
Эмоции всегда приятные, так как мы выиграли соревнования в Токио на чемпионате Азии и взяли квоту на Олимпиаду. Сейчас же мы оба сфокусированы на Олимпиаде.
— На Олимпиаде в Токио вы дошли до полуфинала. Какой сейчас настрой на эту Олимпиаду, как и где проходит подготовка?
— В Токио мы показали 12-й результат (финал Б — 4 место). Перед Токио было много трудностей, в том числе, карантин, и, если говорить по правде, то приехал опустошенный к этим Играм. Из-за этого не получилось показать хотя бы свой результат. Настрой на эту Олимпиаду совсем другой. Мы сделали работу над ошибками и сейчас в хорошей форме подходим к этим играм, как физически так и морально.
После чемпионата Азии, который прошел в апреле, было принято решение сделать небольшой отдых, провести немного времени с семьей и чуть отдохнуть от тренировок. В мае был втягивающий сбор в Шымкенте, следующий этап прошел в Польше, где уже была проделана хорошая работа, сейчас готовимся в Шымкенте. 21–22 июля выезжаем в Польшу, там будет заключительная подготовка к Парижу.
-У Вас целая династия спортсменов. Было время, когда в сборную входило сразу пять Емельяновых. Расскажите, как ваша семья увлеклась этим видом спорта и как затянула вас? Почему именно гребля на байдарках и каноэ?
— Начнем с самого начала, отец и мама занимались греблей, отца тренировал Строков Сергей Тимофеевич и он же привел нас в греблю. Он ждал, пока мы подрастем постепенно забирал сначала одного, потом другого брата, так и очутились мы там, хотя мама была против того, чтобы мы все занимались, а особенно не хотела, чтобы затянуло меня. У нее были другие планы. Но детство у нас было трудное, я очень сильно благодарен ей за все, что она для нас сделала, низкий поклон ей. В итоге, я тоже остался в спорте, с каждым годом я все больше влюблялся в этот греблю.
Получилось так, что наши двоюродные брат и сестра тоже занимались греблей, и в одно время мы входили все в сборную команду. Забавные случаи были на таможне, когда проходили сразу все Емельяновы: дядя со своими детьми (дядя был тренером), мы трое братьев и еще один однофамилец. В итоге, страну представляли, и отдыхали всей семьей в разных странах.
Гребля — единственный спорт в моей жизни, другим не занимался, хотя люблю поиграть в футбол, до гребли всегда проводил время на поле. Все игровые и командные виды спорта симпатизируют.
— Есть ли различия в правилах между Олимпиадой в Токио и в Париже? Вы говорили, что практически с каждой Олимпиадой у вас урезают дистанции и сокращают в длине. На прошлых Олимпийских играх вы выступали в «двойке» на 1000 метров, сейчас же сделали в Париже «двойку» 500 метров. Для чего это делается и какие от этого минусы/плюсы, что сложнее?
-С каждой олимпиадой сокращают дистанции, делается это для того, чтобы проще было проводить соревнования, плюс, чем короче дистанция, тем она и зрелищнее, потому что на 500 метров может весь финал в одну секунду зайти. А на 1000 метров могут быть отрывы до 5-7 секунд. Мне лично больше нравится 500 метров, эта дистанция у меня с самого детства лучше получалась. И сейчас ее включили в Олимпийские игры.
У нас, если брать с Олимпиады в Пекине, то в моем виде было 4 дистанции, в Лондоне уже 3, Рио тоже 3, в Токио уже 2, из-за этого конкуренция еще больше стала.
-Как оцениваете уровень развития гребли и женской, и мужской в стране? Растет ли конкуренция, появляются ли новые интересные имена?
— Женское каноэ в Казахстане на достойном уровне, правда было бы лучше всех девочек объединить, но у каждого тренера свое видение в подготовке. У нас в стране много талантливых гребцов, при правильном подходе и будут результаты еще лучше. Сейчас спорт в мире развивается очень сильно и нам нельзя от этого отставать. Хочу отметить двух молодых и перспективных каноисток Марию Бровкову и Руфину Искакову, из байдарки — хороший спортсмен Бекарыс Раматулла, всем около 20 лет и все отобрались на Олимпиаду в этом году.
— Некоторые спортсмены тренируются не в Казахстане в виду отстутствия условий в стране для тренировок. Как дела обстоят с греблей?
-Наш вид — не исключение, мы часто тренируемся за границей, но с 2015 года есть сдвиг в нашей стране. В Шымкенте построили хорошую базу, гостиницу на 100 человек, залы и все необходимое, один минус водохранилище спускают и ближе к осени нужно таскать лодки по 200-300 метров от базы, иногда озеро замерзает. Сейчас в Туркестане строится гребной канал по всем мировым стандартам, для нас и нашей страны, это будет большое событие, так как канал будет одним из украшением этого прекрасного города. Люди смогут увидеть наш прекрасный вид спорта и сами могут заниматься бегом, прогулками, кататься на велосипеде, на роликах и многим другим на этом канале, в каждом регионе есть свои минусы и, конечно, хочется, чтобы у всех были хорошие условия.
-С какими сложностями и проблемами сталкиваются, когда попадают в этот вид спорта?
— В наш вид спорта берут детей с 10-12 лет, их сначала обучают плаванию, следующий этап — встать в лодку, в каноэ нужно 1-3 месяца, чтобы просто держать баланс и начать делать гребки, в байдарке чуть проще и можно быстрее научиться, это на начальном уровне. У нас проблемы в том, чтобы добраться до воды, в моем городе нужно ехать до водохранилища около часа, в Алмате ребята иногда добираются до 2 часов в одну сторону (часто из-за пробок).
Раньше проблемы были с лодками и веслами. Много детей приходит в этот спорт и приходится им часто одну лодку делить на 2-3 человека, но сейчас крупный закуп делает акимат города Шымкента. Огромная благодарность всем, кто принимает в этом участие, для детей и для взрослых — это будет большой стимул и еще больше побед.
-Есть ли у Вас места где хотели попробовать в гребле, если бы можно было куда угодно? (Континент, страна, реки/озера)
— У нас в Казахстане очень красивые места для тренировок, пейзажи завораживают, все время бы тренировался у нас, но есть нюансы, в основном, все соревнования проходят в Европе, из-за этого мы выезжаем туда и проводим сборы часто там, так как нужно пройти акклиматизацию, (часовой пояс, погодные условия, климат), а так самое прекрасное место для меня — это Шымкент, рядом горы и когда идешь по воде вид просто восхитительный, и дома приятнее тренироваться во всех смыслах. Надеюсь и в Казахстане будут проводить такие крупные соревнования, как в Европе, тогда больше спортсменов узнают нашу природу и страну.
— Есть ли спортсмены, которыми вы восхищаетесь, вдохновляетесь?
— С самого детства вдохновением были мои братья, всегда хотел достичь их результата, сейчас многими людьми восхищаюсь, как они добились результата и через что прошли, у каждого своя история жизни, из-за этого у каждого берешь что-то и хочется достичь того же.
-Какая у вас главная мечта? И какие планы после Олимпиады?
— После Олимпиады хочу усердно заняться казахским языком, до этого начинал и всегда знал, что знать государственный язык важно всем, хочу также закончить дела по дому, даче, так как везде требуется ремонт.
Мечта, конечно, как и у многих атлетов — это медаль с олимпийских игр, это если брать спорт. Банально, наверное, прозвучало, но как есть (смеется).