Первая олимпийская медаль за 28 лет и реализованная мечта. Интервью главного тренера сборной Казахстана по пулевой стрельбе Ольги Довгун
На прошедших олимпийских играх в Париже казахстанские стрелки Ислам Сатпаев и Александра Ле выиграли бронзовые медали в стрельбе из пневматической винтовки на 10 метров в смешанном разряде. Почему этот результат исторический и о развитии данного вида спорта в Казахстане Sport Plus Qazaqstan рассказала главный тренер сборной Казахстана по пулевой стрельбе Ольга Довгун.
Для Казахстана медаль Сатпаева и Ле стала первой олимпийской наградой в пулевой стрельбе за последние 28 лет. В 1996-м году на Олимпиаде в Атланте бронзовую медаль Казахстану в стрельбе ил пистолета принес Владимир Вохмянин.
Омоложение состав и три года подготовки
— Результатами Олимпиады я полностью довольна, потому что ребята справились со своими задачами на 98 процентов. Сашу и Ислама готовили на протяжении двух лет к этому упражнению, так как у них были реальные шансы завоевать медали. Для ребят организовали много турниров, — объясняет Ольга Довгун. — В личных упражнениях Саша заняла шестое место и боролась в финале. Немного ей не хватило, чтобы совладать с эмоциями. Но шестое место — это тоже хороший результат.
Остальные ребята выступили в соответствии со своими возможностями. Некоторым не хватило всего двух очков, чтобы выйти в финал и побороться за медали. Конечно, ребята расстроены, но это Олимпиада — большое эмоциональное мероприятие с давлением и волнением.
Такие большие страны, как Германия, которые постоянно занимали призовые места на чемпионатах мира, в этот раз остались без медалей во всех упражнениях. Конкуренция среди азиатских стран велика. В стрельбе доминируют Китай, Корея и Индия — самые сильные державы. На каждом соревновании мы сталкиваемся с ними. В принципе, могу сказать, что нам по силам с ними бороться. Отмечу, что в стрельбе участвовали 341 спортсмен, и только 19 стран уехали с медалями.
— Как проходила подготовка команды к Олимпиаде?
— С этой командой мы работаем на протяжении трех лет. Три года назад мы полностью омолодили состав, большинство ребят находятся в юниорском возрасте. Самый старший из них — Ислам Сатпаев, ему 25 лет. Остальные ребята — в возрасте 19-20 лет. Не у всех все сразу получалось. У нас ушло три года, чтобы вывести их на такой уровень, чтобы они могли соревноваться и достойно представлять себя на международной арене.
На протяжении последних шести месяцев ребята вообще не находились дома, мы постоянно выезжали на турниры. Мы готовили их как эмоционально, так и психологически, постоянно организовывали турниры. Хочу отметить, что старший тренер команды Анвар Юнусметов является модератором различных идей и турниров, и именно этому мы уделяли много времени.
— В Париже некоторые спортсмены их других стран жаловались на качество еды и обустройство комнат. А для вас и команды все ли было комфортно?
— Как спортсмен, я принимала участие в четырех Олимпийских играх, а как тренер — на вторых. В этом плане у нас было все нормально. Мы не жили в общей атлетической деревне в Париже, а находились в маленьком городке под названием Шатору, где и проходили соревнования по стендовой и пулевой стрельбе. У нас была отдельная деревня, где не было суеты и столпотворения. Думаю, что это было для нас комфортно. Там были только те, кто относился к нашему виду спорта.
У нас были хорошие условия: питание и стандартные комнаты. Мы не были в Парижской деревне, и не знаю, как там. До меня доходили слухи, что там не хватало еды, но у нас в этом плане все было нормально. Комнаты были оснащены кондиционерами.
О тренерстве и профессиональной карьере
— У вас была насыщенная профессиональная карьера как спортсмена. Было ли сложно перестроиться на должность тренера?
— Когда в 2014 году я завершила карьеру, я не стала сразу работать тренером. У меня были семейные обстоятельства, из-за которых я уезжала из Казахстана и работала в другой стране. Через три года мы вернулись домой. Я решила продолжать свою деятельность в этой же сфере и помогать нашим спортсменам.
Вначале я работала тренером в команде и в детско-юношеской спортивной школе, и до сих пор работаю с маленькими детьми. Естественно, у спортсменов было некоторое недоверие, потому что в команде были члены сборной, с которыми я стреляла, когда была спортсменкой. Недавно я прошла международные тренерские курсы, чтобы повысить свою квалификацию. В январе хочу пройти следующий уровень.
Технологии меняются, вводятся новшества, и оружие теперь более современное, чем когда я стреляла.
— Видите ли вы ошибки спортсменов, которые сами когда-то делали?
— Конечно, я вижу ошибки, которые сама допускала. Это такой вид спорта, в котором есть технические ошибки, которые делает почти каждый спортсмен. Некоторые спортсмены не могут решить их сами. Когда тренер смотрит со стороны, ошибки можно исправить, если дать нужные рекомендации.
На начальном этапе, когда дети приходят маленькими, нам кажется, что они еще ничего не понимают, но важно создать правильную базу, чтобы им потом было проще. Это позволит избежать исправления каких-либо ошибок в будущем.
— Оглядываясь назад, как вы считаете, реализовали ли вы весь потенциал в своей профессиональной карьере?
— Конечно, нет. Я вообще требовательна к себе. У меня была мечта занять призовое место на Олимпийских играх. Я думаю, что это мечта любого спортсмена. Но, к сожалению, не получилось: я заняла только четвертое место и два шестых. Затем у меня появилась новая мечта — чтобы спортсмены, находящиеся под моим руководством, добились успехов. И вот первая медаль появилась. 28 лет не было медалей в пулевой стрельбе.
Ребята сейчас амбициозные, они хотят и стремятся к победе. Они получают удовольствие, когда занимают призовые места. У них горят глаза. Это не последняя Олимпиада. Ребята сейчас отдохнут до сентября, а в сентябре мы начнем подготовку. В следующем году — Азиатские игры, и мы уже сейчас должны начинать подготовку.
О развитии пулевой стрельбы
— Как в целом развивается пулевая стрельба в Казахстане? Есть ли отличие по сравнению с тем временем, когда вы были спортсменкой?
— Сейчас развивается и больше закупается оружия. В основном оно иностранное, немецкое. Стоит дорого. Стрелковые костюмы тоже дорогие, их шьют за границей. Сейчас многие ребята заказывают их за свой счет, так как того, что заказывается государством, не хватает. Много молодых ребят приходит в спорт. Все равно, где-то не хватает этого оружия, а где-то пулевая стрельба развивается неполноценно. В Казахстане полноценно развивается пулевая стрельба только в трех регионах — Астана, Алматы, Шымкент. Сейчас есть более-менее конкуренция. Мы сейчас готовим молодежь чуть раньше, чем это делали до этого.
— В чем особенность этого вида спорта? Какие бы советы вы дали начинающим спортсменам?
— Обычно заниматься приходят дети в возрасте 12-14 лет. Они очень подвижные. Им хочется двигаться, а нужно находиться в статическом положении. Здесь нужно организовывать тренировку так, чтобы было интересно. Необходимо развивать мышечную массу и делать упражнения. Многие приходят и думают: «Зачем я должен здесь бегать и что-то еще делать? Я ведь прихожу стрелять».
Нужно донести до детей, что без этого никакой вид спорта не может существовать. Вообще любая физическая подготовка — это обязательно. Приходится многим объяснять, что одной стрельбой много не добьешься, если не будете развиваться физически.
Ольга Довгун в бытность спортсменкой дважды становилась чемпионкой мира в стрельбе из винтовки, участвовала в четырех Олимпиадах (2000, 2004, 2008, 2012). На играх 2004 года в Афинах, была близка к медали, заняв четвертое место.