Нурсултан Курман: В матчах в Таразе было омоложение сборной
Вице-президент Ассоциации футзала Казахстана, блоггер, журналист Нурсултан Курман в интервью Sport Plus Qazaqstan рассказал о своем пути от журналиста «Хабара» до должности в Федерации, а также развитии футзала в стране.
- Нурсултан, расскажите, пожалуйста, как так получилось, что вы ушли с большого телевидения и стали заниматься сугубо футбольной журналистикой?
- Я со школьных лет интересовался журналистикой и телевидением. В пятом или шестом классе у меня дома появилось «Алма-ТВ». Там показывали «Евроспорт» и ESPN. Тогда и появился большой интерес к футболу. Уже позже я поступил в КАЗГУ, хотел пойти на журналистику, но там были специальные экзамены, поэтому выбрал политологию. Параллельно в университете я вел разные мероприятия. Также ходил в дебатный клуб «Алтын Сапа», в рамках которого был отбор на телевизионный проект на «Хабаре». Там меня заметили и пригласили на «31 канал» вести передачу «Кәсіпкер». Я сам снимал репортажи, сам был автором программы. Позже «Хабар» меня позвал к себе – я стал ведущим передачи «Лидер XXI века» на казахском языке.
Когда осталось 4-5 месяцев до окончания магистратуры, меня позвали в Астану на «Хабар» на проект «Жігіт султаны». Я честно думал, что на один день прилечу, отснимусь и вернусь на «Ел Арну». После съемок мне сказали, что худсовет проверит, и через месяц скажут ответ. Но в обед ко мне подошел мэтр казахстанского телевидения Зейн Алипбек и предложил мне вести новости на «Хабаре». Я понял, что это мой шанс. На следующий день в 7 утра я вышел в эфир новостей. Я даже родителям не сказал, что остаюсь. Дома родители рано встают и увидели меня по телевизору в новостях. У них был шок, подумали, что это какой-то розыгрыш. Так я остался в Астане и стал вести новости. Позже на канале запускалось шоу «Орталық Хабар». Получается с того момента я провел 15 форматов различных передач – от молодежных и интеллектуальных, до новостных и спортивных. Можно сказать, что приобрел большой опыт. Только прогноз погоды не вел (смеется).
Пришла популярность, узнаваемость, но на телевидении мне стало тесно. Хотелось чего-то авторского. Мне были уже неинтересны аналитические или музыкальные проекты. Я пару раз предлагал начальству спортивное шоу, но мне сказали, что «Хабар» - не спортивный канал и ты можешь в качестве комментатора или ведущего работать на Олимпиаде или на товарищеских матчах сборной, но не больше. Поэтому я принял решение параллельно попробовать запустить свой Youtube-проект. Тогда в Казахстане почти не было казахоязычного контента на Youtube. Я снял первые выпуски в виде интервью. Собрали хорошие просмотры – первый выпуск набрал 400 тысяч, второй вообще миллион собрал. Канал стал попадать в тренды, появились подписчики, и я понял, что это моя тема. Позже у меня появилась идея постоянного подкаста про казахстанский футбол. Я понял, что это свободная ниша, появилось достаточно подписчиков, был хороший охват у видео.В то время я сам оплачивал все, что делал на Youtube. Мой канал стал приносить деньги, мы чаще стали снимать выпуски. Появились выездные влоги с таких матчей, как «Барселона» - «Реал», «Челси» - «Арсенал». Люди привыкли нас смотреть и в результате подкасты стали выходить каждый понедельник.
В этот момент Youtube стал для меня больше интересен, чем телевидение. Потому что я сам себе режиссер и хозяин, сам составляю контент, сам нахожу гостей, сам вижу реальные цифры. Немаловажно, что финансовая часть тоже в моих руках. Получается, я стал независимым журналистом, блогером, то чего не было на телевидении. Сейчас у нас на канале больше 100 тысяч подписчиков. Мы получили серебряную кнопку. Начали снимать выпуски про казахстанский волейбол и баскетбол. В дальнейшем я хочу превратить свой канал в большой лейбл, который в формате 24/7 будет рассказывать о казахстанском спорте. Также хочу открыть второй канал, на котором будет молодежный, трэшовый спортивный контент. Я вижу молодые кадры, которым хочу дать шанс на своем канале.
- В какой момент вы совсем ушли с телевидения? И это был ваш уход или телеканал был против совмещения проектов?
- Это было условие канала - я должен с девяти до шести быть на работе, потому что по штату я работал как продюсер департамента. Я получал зарплату, которая, если честно, не особо уже влияла на мою жизнь. Потом на один из моих подкастов пришел Адилет Барменкулов, который предложил мне должность советника по вопросам медиа. Я сказал, что я и так открыт к тому, чтобы чем-то помочь, и для этого мне не нужна должность советника. Потому что в такой работе нет реальной практики или менеджмента. У меня есть медиа-лига «Жулдыз» по футзалу, и я позвал Адилета Назарбаевича на награждение в Астане. И он, говоря финальные слова, сказал, что увидел мой интерес к футзалу. Там же публично предложил должность вице-президента ассоциации футзала Казахстана.
Как я вышел на работу в федерацию, то времени на телевидение совсем не осталось. Я зашел к председателю агентства «Хабар» Берику Уали и предложил уйти из штата, а приходить только на проекты. Мы договорились, и я по найму вел программу. Потом командировок стало больше, мой канал стал развиваться, также работа в Федерации, и я поблагодарил «Хабар» и совсем ушел оттуда. Что-то мне дал «Хабар», что-то я дал ему, но дальше себя в карьерном росте на телевидении я не видел.
- По вашим ощущениям, где у вас была больше аудитория – телевидение или Youtube? Все-таки футбол – это одна и не самая большая ниша.
- Вы правы, футбол - это отдельная ниша. Когда я работал на телеканале, в регионах со мной фотографировались, мы обсуждали какие-то проекты, но это было взрослое поколение, которое стареет. Сейчас на Youtube меня смотрит новая аудитория, которая почти не знает про телевизор. Поэтому в этом плане я ничего не потерял. Также у меня есть «Жайдарман», где я регулярно сижу в жюри. Там большой охват. Этим проектом я компенсирую свой уход с телеканала. С другой стороны, когда я выхожу в прямой эфир в Instagram, все комментарии связаны с футболом. Никто ничего не спрашивает про телевидение.
Если говорить про футзал, то современный мир так устроен, что нужно не только работать, но и показывать это. Иначе, если не освещать свои проекты, то люди подумают, что ты ничего не делаешь. Поэтому мы стараемся освещать футзальную медиа-сферу. Вполне логично, что мы выпускали подкасты, обсуждали проблемы, и люди нам доверяли. Теперь я оказался в Федерации, и я должен делать то, о чем раньше говорил, как журналист. Любой диванный эксперт может что-то критиковать, важно начинать что-то делать.
- Вы сами подвели к этой теме. Нет ли у вас конфликта интересов: с одной стороны вы официальное лицо в Федерации, с другой – вы продолжаете вести популярный проект про казахстанский футбол. Не приходится ли вам корректировать или сдерживать свои высказывания?
- Когда я приходил в Федерацию, то Адилету Назарбаевичу прямо сказал, что в первую очередь я – блогер и журналист. Если я буду видеть какую-то проблему, я буду ее освещать. Посмотрю реакцию, поговорю с тем, кто отвечает за ее разрешение, дам время ему ее решить. Если он не справится, то я буду освещать эту проблему дальше.
Взять, к примеру, недавний подкаст, где мы в открытую обсуждали низкое качество трансляций в чемпионате Казахстана, да и фигуру президента Лиги. Меня никто не цензурирует, я могу приглашать экспертов и спикеров на свое усмотрение. Или, например, в Анталии проходил Winter Cup. Я выложил в Instagram проблемы, связанные с его организацией: плохо подготовленное поле, непонятные тренировочные линии, не было ведущего, диджея на самих матчах. Президенту Федерации донесли мою позицию, и он мне сказал: «Нурсултан, ты прав. Будем исправлять». Позже я встретился с Гарибяном, как президентом Лиги. Мы поговорили и устно договорились, что если будут ошибки, я не буду молчать.
Я люблю казахстанский футбол и хочу его развития. То же самое касается и футзала. У ассоциации футзала есть youtube-канал, сайт, где можно обсуждать проблемы. Мы и сами видим проблемы, обсуждаем их открыто с фанатами. Нет такого, чтобы мы что-то фильтровали, что-то игнорировали или чтобы что-то я мимо пропускал. Мне-то терять нечего. Я хочу видеть нашу сборную на Евро, наши клубы с академиями и хорошей инфраструктурой. Хочу видеть интересный внутренний чемпионат. Хочу и дальше видеть футзал в топах. Хочу видеть подрастающее талантливое поколение. Если каждый будет так молчать и держаться за кресло, не будет никакого развития. У меня есть некоторые коллеги из журналистики, которые получают назначение и перестают говорить о проблемах. Мы должны быть открытыми. Мы оказались тут, потому что народ оказал нам доверие. И мы должны в ответ отблагодарить их своей работой.
- Давайте теперь про футзал. Вы – вице-президент ассоциации футзала Казахстана. Что входит в ваши обязанности?
- У нас выбран новый президент ассоциации – бывший судья Талгат Космухамбетов. Он также работал в футбольных клубах. Я седьмой месяц работаю как вице-президент, есть несколько менеджеров и дальше идут судьи. Я участвую в обсуждении всех общих вопросов. Помимо этого, отвечаю за медиапродвижение футзала и организацию матчей чемпионата. В этом году мы создали Первую лигу, раньше такого не было. Провели на хорошем уровне все четыре круга. Мы открыли свой Youtube-канал, который транслирует все матчи чемпионата Казахстана. Потому что Qazsport не может показывать все игры. Они могут транслировать «Кайрат» и «Астану», потому что у них ПТС есть только в Алматы и Астане. Раньше остальные матчи клубы у себя на своих каналах транслировали, у некоторых не было даже прямого эфира, только в записи показывали. Теперь мы транслируем все матчи чемпионата Казахстана со всех областей на одном Youtube-канале. Я надеюсь, что в следующем году, и у нас есть переговоры, все матчи Чемпионата Казахстана будут показывать на телевизионных каналах. В том числе идут переговоры с телеканалом Sport Plus Qazaqstan.
Также мы занялись вопросом социальных сетей. О казахстанском футзале писал один аккаунт, но только на русском языке. Это наши партнеры, которые базируются в Караганды. Но теперь мы официально открыли два аккаунта Ассоциации футзала Казахстана в Instagram. Там все результаты матчей, хайлайты, интервью. Вся информация на казахском языке, комментаторы на Youtube тоже казахоязычные. Помимо этого, мы открыли новый сайт Ассоциации футзала Казахстана. Там тоже вся актуальная информация о нашем футзале.
Будем дальше развивать Первую лигу, чтобы было больше желающих в ней играть. Также проводим в регионах matchday – стандартизиурем требования, готовим арену, запускаем активности. Местные ребята пока не готовы проводить такие матчи на уровне. Поэтому мы ездим в каждый регион, показываем, чтобы потом клубы сами это организовывали.
- На следующий сезон в чемпионате Казахстана появится еще один супер-клуб из Семея. Это добавит зрелищности нашему чемпионату?
- Это даст большой импульc, потому что мы входим в топ-5 чемпионатов по футзалу. Если к нам приедет Феррао, Нандо, то это большой скачок для семского клуба. Вообще в Семее сейчас идет большое развитие по многим направлениям. И то, как возродился «Елимай», как они работают в Премьер-Лиге. МФК «Семей» сейчас идет на втором месте во внутреннем чемпионате, уже одной ногой в полуфинале. Если они выйдут в финал, то они получают путевку в Лигу чемпионов. У клуба есть шикарная арена, осталось построить хорошие гостиницы, потому что по требованиям УЕФА в городе должны быть несколько гостиниц не ниже 4-х звезд.
Но я уверен, что все будет у них. В городе большой футбольный бум. Я лично знаю руководителей, как футзального, так и футбольного клубов. Очень рад за их успехи и переживаю. 28 апреля провели первый домашний матч в Премьер-Лиге. В этот же день у МФК «Семей» был тоже большой матч против «Актобе». Также они строят манежи, детско-юношеские центры по всей области. Это даст большой толчок развитию футбола в области Абай.
Но сейчас у меня в мыслях только чемпионат мира по футзалу в Узбекистане и игра сборной. В двух матчах в Таразе недавно было омоложение сборной, мы посмотрели ближайший резерв. Поэтому для нас очень важно удачное выступление сборной на чемпионате мира. На самом деле это один из самых массовых видов спорта, кто бы что ни говорил. В Астане в любительской лиге у каждой компании есть команды по футзалу. Сейчас 14 лиг только в Астане. В каждой лиге по 10-15-20 команд. Вы представляете, сколько это людей? Поэтому мы должны туда вкладывать деньги. Вопрос не в том, что мы тратим деньги, а то, как и кто их распределяет.
- Каких целей вы хотите достичь в футзале, чтобы ваша работа для вас была успешной?
- Ассоциация футзала – это большая команда. Это люди, которые действительно любят футзал. Сейчас после чемпионата мира у нас задача развивать детско-юношеский футзал. Много детей сейчас хотят идти в футзал, родители отправляют их туда, потому что доступный вид спорта. Поэтому будем создавать возможности для этого. Ну и стандартизировать во всех городах требования для клубов и инфраструктуры. И поэтому хочется, чтоб детский юношеский футзал сильно развивался.
Вторая задача – это омоложение сборной. Игита, Дуглас – не вечные, возможно, для них это последний чемпионат мира. Поэтому в Таразе Кака пробовал экспериментальный молодой состав. Также надо на хорошем уровне провести Первую Лигу. Задачи на самом деле понятные. Нам не нужно придумывать велосипед. Просто нужно тратить время и силы на качественное выполнение простых и понятных задач.