logo

Не роботы. Как научиться принимать ошибки и поражения в спорте

Не роботы. Как научиться принимать ошибки и поражения в спорте

Спортивный психолог Евгения Ахметова в новом материале для Sport Plus Qazaqstan рассказывает как правильно принимать ошибки и поражения в спорте.

Спортсмены - это очень пассионарные люди, желание победить, превзойти других и оправдать ожидания часто заставляет спортсменов стремиться к безупречным выступлениям. Однако такое стремление к совершенству может пагубно сказаться как на физическом, так и на психическом состоянии.

Одним из самых ключевых элементов спортивного успеха является умение принимать ошибки и поражения. Каким бы опытным или талантливым не был спортсмен, неудачи и провалы неизбежны. Научиться воспринимать эти моменты как возможность для роста очень важно для долгосрочного успеха. Когда спортсмены понимают, что ошибки - это часть процесса обучения, они могут совершенствоваться без страха перед неудачей.

Ведь повышенный перфекционизм может привести к ухудшению результатов.

Постоянное требование безошибочных действий создает ненужный стресс, который негативно сказывается на концентрации внимания, восстановительном процессе и на процессе подготовки, а также на психологическом настрое: cпортсмены, требующие от себя совершенства, могут слишком много думать, напрягаться и в результате совершать больше ошибок.

Перфекционизм также негативно сказывается на психоэмоциональном состоянии спортсмена. Он приводит к беспокойству, разочарованию и даже выгоранию. В крайних случаях он может привести к физическим травмам, так как спортсмены выходят за пределы здоровья, перестают прислушиваться к подсказкам своего организма в погоне за эфимерными стандартами.                                                                     

Стоит отметить особенности работы тренера в этой ситуации: тренеры играют важнейшую роль в формировании мировоззрения спортсмена. Они должны понимать, что спортсмены - не роботы, а живые существа, способные как на удачные выступления, так и на ошибки. Чрезмерное давление на спортсменов, заставляющее их избегать ошибок или постоянно побеждать, может быть контрпродуктивным. Поддерживающая тренерская среда, поощряющая усилия, стойкость и обучение на ошибках, способствует более устойчивому росту. Тренеры должны делать акцент на прогрессе, а не на совершенстве, и давать рекомендации, а не критиковать, когда что-то идет не так.

В конечном итоге, спортивный результат - это баланс между амбициями и признанием, между стремлением к совершенствованию и признанием того, что неудачи - это часть пути.

И спортсмены, и тренеры должны помнить, что успех определяется не совершенством, а способностью учиться, адаптироваться и продолжать двигаться вперед в любых условиях и из любой точки.