logo

Возвращаться желания нет. Андрей Голубев рассказал о приостановке карьеры и заработках теннисистов

Возвращаться желания нет. Андрей Голубев рассказал о приостановке  карьеры и заработках теннисистов

Один из лидеров казахстанского тенниса Андрей Голубев некоторое время назад объявил о своем переезде в США и запуске новых проектов. Он не попал в состав сборной Казахстана на февральские матчи Кубка Дэвиса. Об изменениях в своей жизни спортсмен рассказал в интервью телеграм-каналу Jay Sport.

Голубев ответил на самый волнующий вопрос: завершил ли он спортивную карьеру? 

- Я не объявлял о завершении карьеры, я ее приостановил. Пока заморозил себе рейтинг, в ATP есть правило, позволяющее это сделать. Поэтому считаю, что правильнее говорить, что это приостановка, при этом не исключаю, что она может стать постоянной. Но будет ли это так, мы увидим чуть позже. Замороженный рейтинг – это возможность сыграть несколько турниров, если захочется в будущем.

- А сейчас, есть желание, все-таки вернуться на корт?

- Если честно, то сейчас желания такого нет.

- Вы переехали из Италии в США. С чем связано такое решение коренным образом поменять жизнь?

- Во-первых, мне всегда нравится что-то новое пробовать, изучать. Опыт пожить в новой стране меня и мою семью очень стимулировал. Во-вторых, здесь есть теннисный проект, который сейчас я запускаю. Сразу хочу сказать, я считаю себя разносторонне заинтересованным человеком, а не так, что есть теннис и все. Я всегда стараюсь смотреть во все стороны, изучать другие нюансы, бизнес, который не связан с теннисом, новые вещи для себя. Америка – страна возможностей, поэтому почему бы не попробовать себе здесь что-то новое создать. Плюс это шанс получить новый жизненный опыт.

- Чем удивила Флорида по сравнению с той же Италией?

- Я в штатах часто бывал, но в основном наездами. У меня был период, когда я уже не играл полтора года в 2017-18 годах, и большую часть этого перерыва я проводил во Флориде. Так что, что-то я уже знал, с чем-то сталкиваюсь только сейчас. Тогда я был один, сейчас я с семьей, с ребенком. Штаты просто другие по сравнению с Европой. Неправильно говорить, где лучше, где хуже, они просто другие по менталитету, по подходу к определенным вещам, по культуре. Везде есть свои плюсы, свои минусы.

- Расскажите о проекте, которым сейчас будете заниматься?

- Я открываю свою теннисную школу на основе частного гольф-клуба, с владельцем которого мы знакомы. В клубе есть гольф, клаб-хаус, ресторан, сейчас идет строительство дополнительных кортов. Здесь уже есть два корта, строятся еще четыре, до конца года – середины следующего хотим увеличить до восьми. Моя задача заниматься теннисной программой. Она будет комбинированной для взрослых и детей, потому что это частный клуб, и членам клуба нужно уделять внимание, давать уроки, строить программы, что интересны им. Также будем развивать детскую академию в нашем классическом понимании. Это дети, которые будут тренироваться каждый день, несколько раз в неделю, которые стремятся стать профессионалами, выйти в топ-100 мира. Также будут и дети, что ходят несколько раз в неделю, все зависит от желания родителей. Я с большим энтузиазмом смотрю на этот проект.

- У Вас в социальных сетях есть фото сына с ракеткой. Если сын захочет стать, как папа, профессиональным теннисистом, как к этому отнесетесь?

- Об этом говорить рано, ему всего 4,5 года. Если захочет, то, конечно, пусть попробует. Но пока он начал ходить в детскую группу, два раза в неделю по 45 минут, чисто для знакомства с этим спортом. И в таком возрасте - это просто общее развитие, координация, игровые элементы, чтобы ребенку было весело. Думаем сейчас записать его на еще какие-то виды спорта.

- Во Флориде не так давно Дмитрий Попко играл турнир ITF, не было ли желания встретиться, позвать, может быть в гости?

- Это все не так близко, как кажется, часа три-четыре на машине до Нейплс. Не так просто поехать встретиться и вернуться, надо истратить день-полтора. Я даже ездил по своим делам в Делрей-Бич, это заняло три дня. Там играл Саша Недовесов, но он рано проиграл, поэтому встретиться не удалось.

- У Вас в карьере был финал Roland Garros с Бубликом (2021). Оборачиваясь назад, чего не хватило, чтобы тогда выиграть?

- Не знаю, если честно, чего не хватило, вроде бы было и близко, но в том числе и далеко. Но хочу отметить, что у наших соперников Эрбера и Маю весь турнир был магическим, они буквально каждый матч выцарапывали с каких-то нереальных ситуаций. Они в полуфинале ушли с матч-бола, четвертьфинал проигрывали сет и брейк, да и в финале мы подавали на матч. Может быть эти две недели были у них написаны на судьбе. Они были все время на волоске, но выиграли в итоге.

- Выделите самые запоминающиеся матчи в составе сборной Казахстана?

- На самом деле таких матчей много. Тот Кубок Дэвиса, каким мы привыкли его видеть – пятисетовые матчи, поединки дома – на выезде, каждый из них был запоминающимся. Даже когда в Аргентине в 2011 году получили 5:0, все равно в нем что-то было. Я всегда говорил, что старая формула Кубка Дэвиса более душевная, присутствуют оттенки романтики, интереса, три дня игр, матчи, которые длятся часами, поединки можно перевернуть, сколько было матчей, которые вытаскивались с 0:2. И все это растягивается на дни, а не так как сейчас 1-2 дня, и все закончилось. Плюс мы посещали места, которые никогда бы не посетили.

В Австралии мы играли в Дарвине, кто бы просто так поехал в Дарвин? Это интересно, даже просто с точки зрения развития личности, посмотреть, как люди живут, расширить кругозор. С точки зрения тенниса, то выделил бы матч в 2010 со Швейцарией, когда впервые вышли в мировую группу, потом победа в Чехии в 2011 году, затем домашний матч с Бельгией в 2014, Швейцария на выезде. Мне пришлось играть решающий матч с Федерером. Мы шутили, когда туда ехали, что я с ним никогда не играл, и в этот раз тоже не сыграю, он тогда был вторым номером в сборной, потому что Вавринка был выше в рейтинге. Я был вторым номером, и мог с ним сыграть только при счете 2:2. Но каковы были шансы, что у нас будет 2:2 после четырёх игр в Женеве? Но оказалось, такое возможно.

- Смотрели ли последний матч Казахстан – Аргентина. Были ли шансы у нашей команды?

- Если честно, только livescore, и то последний день. Посмотрел только результат первого дня, не следил розыгрыш за розыгрышем, увидел, что Тимофей здорово отыграл. Списывался с капитаном Юрием Щукиным, обсудили игры, пожелал удачи. Потом увидел, что пара вела сет и брейк, Тимофей выиграл, у Попко были два матчбола. Я ехал за рулем, ладошки потели, физически не мог смотреть этот матч по ТВ, но смотрел livescore, выпрыгивал из сидения машины.

- Станут ли эти две победы для Тимофея отправной точкой на пути к ТОП-100?

- Я уверен, что эти две победы станут толчком для него. Получилось так, что состав у нас был неполным ввиду различных причин, а у Аргентины были ребята из ТОП-40, плюс пара, которая выигрывала большие турниры. Матч у них дома на грунте, было ясно, что они фавориты. Но я надеялся, что ребята выйдут, отыграют и возьмут с собой опыт этих матчей в личные турниры. У Тимофея получилось дважды обыграть двух топов, Дима Попко тоже вышел на матчболы с 35-м номером в рейтинге АТР. Реально это должен быть задел для них на турниры. Наши парни должны понимать, что можно с ними играть и побеждать.

- Нет ли желания в Казахстан приехать, чтобы работать? Может быть тренером или капитаном сборной?

- По поводу капитана, Юра Щукин идеально подходит на эту роль, у него есть опыт работы со всеми нами, со старшими он вместе еще играл. Он был на всех ролях – на корте, вне корта и тренером, когда Диас Доскараев был капитаном. Тем более он живет в Астане, видит повседневную рутину изнутри. Что касается тренерства, и Юра и Диас Доскараев интересовались, я честно сказал, что пока я не готов к этому, хочу побыть с семьей без переездов, плюс какие-то свои проекты появляются. Тем более у нас не столько много ребят, когда можно пробовать, поработал с этим, не пошло, еще 1000 в очереди. Нужно каждого игрока, с которым ведется работа, ценить, реально выводить на результаты.

- Назовите лучших своих партнеров в паре за карьеру?

- С точки зрения результатов мы с Сашей Бубликом играли в финале Роллан Гаррос, уже точно претендент на попадание в мой рейтинг. С Сашей Недовесовым у нас были такие матчи за сборную, которые невозможно забыть – в Сербии, Швейцарии, плюс много турниров вместе играли. В последнее время мы с Денисом Молчановым хорошо играли, выиграли мой единственный турнир в паре. Наверное, идеального партнера нет, но их троих я не могу не отметить.

- Не так давно Бублик раскритиковал нынешнюю схему соревнований в теннисе. Какая у Вас точка зрения и насколько реально, что придут условные шейхи и принесут много денег и что-то изменят?

- Наверное речь идет о каких-то дополнительных турнирах с большими призовыми, альтернативу АТР сделать они не смогут. Теннис – очень консервативный вид спорта, внести какую-то перемену всегда очень сложно. Касается это структуры, турниров, призовых, любого аспекта – это всегда очень сложно. Сами теннисисты такие, спросите у любого, кто выиграл турнир этой ракеткой, этими струнами, и предложи ему попробовать что-то другое – он не будет пробовать. Может быть через год-два, но не сейчас. Поэтому вносить изменения всегда сложно, тем более в теннисе задействовано очень много структур. ATP, ITF, Кубок Дэвиса, каждый турнир со своим владельцем, представьте сколько людей нужно посадить за стол переговоров, это очень сложно. Вопрос о призовых? Да, потому что жизнь дорожает, инфляция. И если призовые растут на 5-6%, это можно считать, что не растут. Они должны расти больше, но турниры «Большого шлема» это вытягивают.

Когда я играл Australian Open в 2009 году, я проиграл в первом круге Фабио Фоньини, получил 9 000 евро грязными. Я был там с тренером Массимо из Италии. Два билета эконом класса – 2000 евро, плюс зарплата тренера, плюс что-то покушать, все – ничего не оставалось. Сейчас вылет в первом круге – 70 000, так что игроки находятся в лучших условиях, чем были 10-15 лет назад. Просто молодым это не понять, они через это не проходили, им кажется, что можно лучше, больше, и я с ними согласен, всегда нужно лучше. Но насколько это возможно, пока вопрос.

Если быть объективным, всегда тяжело думать нейтрально, не только со своей колокольни, это крайне сложно. Все говорят, что плотный календарь, восстанавливаться сложно, сделали календарь меньше, что делают теннисисты? Едут играть выставочные турниры, где зарабатывают дополнительные деньги. То есть жалуются, что длинный календарь, но в то же время никто не сидит, не отдыхает. Да, это другая нагрузка, но все равно ты куда-то едешь, ты не дома, у тебя есть обязательства – выход на корт, общение с прессой, людьми. То есть ты не готовишься, как надо к следующему турниру, если быть объективным.

- Расскажите в целом о тратах теннисистов, куда уходят призовые от турниров?

- В теннисе не так, как в командных видах спорта, где все организовано, календарь есть на полгода вперед. Это, с одной стороны, закаляет и не позволяет твоим мозгам расслабиться. Но с другой стороны на теннисисте все, организация оплачивает только проживание, и то максимум пять ночей. Соответственно, если ты хочешь просто пораньше подготовиться к турниру, эти ночи за твой счет, если с тобой тренер, второй номер полностью за твой счет. Еда на ATP турнирах на кортах бесплатная, сейчас организация поднимает уровень, ужин тоже часто предоставляется, но не всегда. И тут уже твой выбор, кто-то не хочет целый день проводить на кортах, хочет в город, это уже естественно за свой счет, как и перелет, зарплата тренера, плюс часто в контракте с тренером есть процент от призовых.

То есть с тех сумм, которые видно в интернете, в среднем 18% уходит на налоги (в США-30, во Франции-15), с этой суммы проценты тренеру, и плюс твои расходы. Это проблема тенниса, возвращаясь к тому, что Саша Бублик говорит, и я с ним согласен. Сейчас по факту единственный человек, кто гарантированно уедет с турнира в плюсе – это либо тренер, либо супервайзер турнира или судья, но не сам игрок. Это же парадокс? Этого не должно быть, в этом плане Саша прав. Особенно, если мы говорим про «Челленджеры». Сейчас становится очень большой разрыв между Шлемами, Мастерсами и 250, что плохо для тенниса.

- Кого из молодых казахстанских теннисистов Вы бы выделили, за кем нужно следить уже сейчас?

- Из тех, кто приходит в голову сразу – это Амир Омарханов и Зангар Нурланулы. Они примерно ровесники, друг за другом подтягиваются, за ними интересно наблюдать. Это я беру совсем молодых. Тот же Бейбут Жукаев, он все равно молодой, ему только 22 года, но он уже в ТОП-200. Не хочу никого обидеть, может кого-то не назвать, но эти двое первые, кто пришли на ум сразу. За ними будет интересно наблюдать, и надеюсь, что у них все получится. И самое главное, что лет через пять-семь у нас будет таких имен 10-15. Хочу отметить, что теннису, как и любому делу, нужно время и терпение. К сожалению, не у всех оно есть. Даже если сравнить с 2008 годом, когда Булат Жамитович только встал у руля Федерации тенниса, и мы приехали в Казахстан – было очень мало, даже в плане инфраструктуры. Сейчас же в каждом регионе есть теннисный центр, в некоторых даже по два, есть необходимость уже строить третий. Когда играл в Алматы на «Эйсе», я видел, что корты заполнены, много детей занимается, тренеры становятся более квалифицированными, это все занимает время, к сожалению, по щелчку пальцев ничего не происходит. Везде нужна дисциплина и порядок, тогда будет результат.

- Учитывая текущее расписание, насколько вероятно, что наши игроки могут чаще бывать в Казахстане и встречаться с детьми. Ведь воспитанникам теннисных центров важно иметь вот этот опыт живых встреч, ролевую модель?

- Хорошо, что у Казахстана есть АТР турнир, есть Челленджеры, это хорошая причина для приезда. К сожалению, Казахстан не совсем удачно расположен географически для базирования игроков высокого уровня. Причина тому – длительные перелеты, сложная логистика. Когда тебе нужно через неделю быть в другой точке мира, в Казахстан приехать реально сложно. Как раз возвращаясь к теме текущего формата Кубка Дэвиса, я в последний раз дома сыграл в 2020 году против Нидерландов. И больше не было матчей. Почти пять лет команда без домашнего матча Кубка Дэвиса? А что такое Кубок Дэвиса? Это мастер-классы для юных спортсменов, мы всегда приезжали заранее, мы в Астане проводили две недели, это популяризация тенниса, наши лица перед детьми, тренерами, регионы, которые приезжали посмотреть на теннис очень высокого уровня. Это важно очень для развития. Да, сейчас с Данией в сентябре будет домашний матч. Но это пять лет, я уже успел за это время карьеру условно закончить и снова начать. А матч Кубка Дэвиса дает импульс развитию тенниса в стране. Сама мысль ITF – это развитие спорта, и такие матчи однозначно дают толчок в развитии.

- Какая вероятность того, что ITF смогут договориться с WTA и АТР о календаре. С учетом того, что ты за неделю можешь сыграть в Европе, потом в Японии, потом еще куда-то лететь?

- WTA - это вообще отдельный разговор. Не в обиду девочкам, АТР в этом плане лучше. Даже сейчас играют Абу-Даби, Доха, Дубай, но где логика? Почему нельзя сделать два турнира подряд в ОАЭ, потом перелет в Катар? И это рядом, в остальном же такой бред творится – после US Open кто-то летит в Японию, потом в Европу, а затем обратно в Америку. Поэтому мы видим картину, что Елена Рыбакина или Анна Данилина играют Итоговый турнир, а через сутки, уже в другой части света, не восстановившись как следует, выходят на корт в матчах Billie Jean King Cup.

36-летний Андрей Голубев с 2008 года представлял Казахстан. Он является финалистом Roland Garros в парном разряде (2021) и победителем двух турниров серии ATP.